«Ленинград» Сергея Шнурова выпустил первый за несколько лет альбом, о котором стоит говорить и который стоит показывать — не только тем, кто собирается впервые ознакомиться с этим забавным проявлением нынешней отечественной поп-культуры, но и тем, кому прискучила шутовская катавасия последних пластинок питерских крикунов-матерщинников.
Несколько лет назад Шнуров провел в команде организационные изменения — помимо прочего, перестал строго именовать свой коллектив группой, предпочитая необязательно-хулиганское слово «группировка». На практике это стало означать «Сергей плюс кто угодно»; курехинской «Поп-механике» такой формат коллектива помогал достигать свободы в импровизации — но в случае «Ленинграда» лишившийся жесткого каркаса бенд постепенно стал напоминать матросский балаган, плавающий по морям гастролей и заходящий в богатые порты корпоративных концертов. На нынешнем диске «Аврора» питомцы муз сквернословия и певцы продукции завода «Кристалл» сумели встряхнуться, собраться и сфокусировать разбегающиеся от непрерывного веселья взгляд и мысли. Здесь снова цирк — но на этот раз исполнители отработали свои номера и не собираются падать с трапеций.
В следующем году «Ленинград» отметит своего рода юбилей — десять лет со дня выхода пластинки «Пуля», ставшей первым и единственным продюсерским опытом лидера «Аукцыона» Леонида Федорова. Их первая запись, приехавшая в Москву сразу после дефолта 1998 года, содержала десять с лишним отборных стилизаций под фольклор подворотен и темных закоулков годов 2030−х, исполненных под согласное уханье духовых и ударных. Мяукавший и гнусавящий голос Игоря Вдовина, ставшего первым вокалистом группы, представлял лирического героя тех песен этаким чувствительным образчиком староохтинской шпаны — с непременными кепариком и фиксой. Затем Вдовин был из состава вычтен, и его место навсегда занял автор песен Шнуров — чтобы на следующем же альбоме «Мат без электричества» начать поворачивать штурвал в сторону хулиганского же, но серфа. Стилизованный блатняк даст о себе знать на третьей пластинке с характерным названием «Маде ин жопа», а затем исчезнет из их жизни навсегда; на следующем же альбоме «Дачники» презабавный и неглупый постмодернистский проект окончательно съедет на малоосвоенную ниву поэтики бухла и порева, на которой прославится, заработает и оформится.
Звук и крик «Ленинграда», каким мы его знаем сейчас, берет отсчет именно от этой пластинки.
«Аврора» — это сбывшийся сон Царь-пушки: кремлевское орудие никогда не стреляло, а крейсерное одним холостым зарядом добило сразу до Москвы. Начиная с «Дачников», команда Шнурова взорвала немало артиллерийских хлопушек, начиненных по-настоящему разухабистыми песнями, — каждый раз пугали новым альбомом и каждый раз выходило совсем не страшно и не всегда смешно. Поначалу горючее было просто сыровато — альбом «Для миллионов» (хитом которого стал «Офис», знаменитый гимн корпоративного планктона) производил впечатление сделанного на коленке часа за полтора, равно как и концептуальная рык-опера «Бабаробот» с ее «Геленджиком». Потом, наоборот, стало слишком сухо — «Хлеб» убивал наповал уровнем шума, а на предпоследнем «Бабьем лете» Шнур столь обильно занялся цитированием и сэмплированием самого себя времен «Дачников», что… даже посвященного слушателя просто начинало уносить в воронку дурной бесконечности песен, песенок, выкриков, слоганов, прямых оскорблений и просто угара. Как и самих «ленинградов» — группа заработала, как говорят в интернете, жестокий бан на публичные выступления от Юрия Лужкова и благодаря этому стала ставить рекорды по количеству корпоративных «заказников», сыгранных за ночь. Шнуров стал настоящей кинозвездой — его фильмография уже насчитывает десять пунктов. Все ушли вразнос.
И вот наконец восход «Авроры», видимо, подытоживающий весь этот изобиловавший заносами путь по колее популярности. Перед нами своеобразная анти-«Пуля» — если изюмом первого альбома были игры с контекстом блатного ретро, то нынешний — абсолютное выражение Шнурова здесь и сейчас. Быстро, но толково записанный альбом имеет внутренний сюжет — начинается с боевой заклички «Москоу», продолжается смешными бытовыми повестями «Бухло» и «Дача» и венчается предвыборными политическими куплетами (вариации на тему «Яблочка»), ни одной остановки или передозировки. Законченные, действительно смешные, сработанные без малейшего намека на самодельность вещи; ладный, подогнанный заподлицо трек-лист — словом, совершенно «продюсерская» пластинка; поп-музыка в самом уважительном толковании этого слова. Не просто методическое пособие для корпоративных концертов, но уже свидетельство полного осознания себя и своей группы в роли гуру массового затейничества — со всей вытекающей ответственностью.
Записывая нынешнюю пластинку, Шнуров вряд ли пережил какой-то персональный арзамасский ужас или некий инсайт на пути собственного развития как музыканта — нет, кажется, сознание здесь снова определила среда. У «Ленинграда» год идет за два — его лирический герой вырос, сформировался и получил все права, а тем временем публика из люмпенизированных провинциальных гопников и столичных бурлаков офисного труда наконец сложилась в единую массу. Исчезла вечно маячившая пропасть между бывшим студентом богословского университета Сергеем Шнуровым — и Шнуром, ходячей матерной насмешкой над эстрадой, шансоном, русским роком и попсой одновременно.
Шнур победил. Алексей Володин
«Эксперт» №43(584) / 19 ноября 2007
добавлено через 15 минут
Эх, яблочко, да жизнь опасная
// leningrad-online.de
Выходит «Аврора» – новый альбом «Ленинграда», посвященный бабам, демократам и апокалипсису.
Будем честны: все эти годы мы ждали от Шнура и «Ленинграда» чего-то совсем другого. После выхода памятных «Пиратов XXI века» с ее «www.leningrad.spb.ru» и «Никого не жалко» группа делала совершенно не то, ударившись во что-то несусветное – суды, запреты, Акиньшину и не к ночи поминаемого Стаса Барецкого. Шнур превратился в мифического персонажа, вроде бы совершенно равновеликого своему лирическому герою, а сам проект стал казаться чистым балаганом, рассказывают страшное: один из допущенных к телу поэта видел его на одном из фестивалей с бутылкой пива, на деле оказавшегося безалкогольным.
Так вот. Намеки на то, что нас ожидает новый взрыв, озвучивались еще на позапрошлогоднем «Хлебе», который был без всяких скидок настоящей панковской работой до кончиков волос на пальцах. Но мы-то любим «Ленинград» не за злость, с одной стороны, и мировую тоску, с другой. Мы любим веселиться под ска-панк и подпевать «Дню рождения» и «Дачникам», которые оставались по сей день главными хитами концертной программы «Ленинграда». И вот каким-то непостижимым образом все снова оказалось на своих местах.
«Аврора» стартует с традиционного интро, где Шнуров сразу же заявляет, что «Мы пока живы! Живее живых! Старее старых! Моложе молодых!». Скептически настроенный слушатель еще не знает, насколько эти слова соответствуют истине.
Дальше будут два мужских гимна, две песни про бухло, одна про дачу и много про баб. То есть на самом деле те, которые про мужиков и про бухло, они тоже в известном смысле про баб. К сожалению, процитировать особенно яркие афоризмы самого востребованного российского поэта мы позволить себе по цензурным соображениям не можем, но можем заверить: все они врезаются в память. Стоит только упомянуть, что героями альбома помимо «алкоголика и придурка» стали Николо Паганини и Гойко Митич, исполняется «Яблочко» революционных матросов в свежем варианте, а не прекращающаяся на протяжении сорока минут ска-панк-бомбардировка утягивает в пляс даже против всякого желания
Вроде бы все атрибуты позднего эклектичного Шнура на месте – гедонизм, отчаянное самоцитирование и даже лирический номер с женским вокалом, похабным хип-хопом и моралью «нет секса лучше утреннего». Только вот по хронометражу ни одна песня не превышает панковского стандарта в три минуты четырнадцать секунд, да и вообще звучит это все местами как пресловутый «Never Mind The Bollocks» Sex Pistols, если бы те умели играть. Только уверенные мужчины с гитарами и трубами и солирующий Шнур выглядят чуть ли не убедительней, чем легенды панк-рока. Да и масштаб, прямо скажем, совсем другой. Шнур не зря говорит, что название вопреки понятным и очевидным отсылкам к ждущему своего часа крейсеру подразумевает ни много ни мало утреннюю зарю после апокалипсиса.
Что ж, кажется, постапокалиптический мир еще никогда не выглядел так весело.
Вообще, в дискографии «Ленинграда» этот альбом должен бы быть первым. Тогда шнуровские выходки со сниманием штанов, байки о драках в ресторанах и запреты на выступления выглядели бы еще логичнее. А сейчас, согласно статусу, революционные частушки вызовут восхищенные улыбки и только. Нынешний Шнуров – это ведь действительно такой Сид Вишес и Малкольм Макларен в одном лице: найдя концепцию, поняв, что бардак и анархия хорошо продаются, он своими силами, ни с кем не советуясь, ее воплотил. Если бы он с этого начал, то, возможно, у нас была бы своя панк-революция. А впрочем… «Демократики, морды жирные, а в сырой земле будут смирные» – и так получилось хорошо и вовремя.
Новый альбом группировки «Ленинград» «Аврора» в продаже с 20 ноября.
06 НОЯБРЯ, 13:47 // Ярослав Забалуев
Добавлено (22.11.2007, 10:29)
---------------------------------------------
1 Вокруг света
2 Hello, Moscow!
3 МДМ
4 Паганини
5 Бухло
6 ИТД
7 Про ковбоев
8 Бабцы
9 П.П.
10 Ремонт
11 Про Шнура
12 Ночи напролёт
13 Яблочко
14 Перемен
15 Кислотный DJ
16 Эй, ухнем!
17 Паганини – ремикс
18 Бабцы - ремикс
Бонус-треки
19 Роботы-ебоботы
20 Дача
21 + видеоклип «Паганини»
1.Москоу
2.Музыка для мужика
3.Паганини
4.Бухло
5.И так далее
6.Фильмы про ковбоев
7.Бабцы
8.Я и ты
9.Ремонт
10.Пора
11.Что нас не убьёт
12.Яблочко
13.Дача